Изучи .Жора
канон музыки Пифагора(Пи ФИ Га Го Ра )
Пифагоров строй
[править | править код]
Материал из Википедии — свободной
энциклопедии
навигации
Перейти
Пифагоров
строй —
музыкальный строй, теорию которого связывают с пифагорейской школой гармоники. Со времён поздней Античности видные
теоретики музыки (Ни комах, Ямвлих, Боэций и другие) приписывали его
непосредственно Пифагору.
Абстрактно-математическое
представление о пифагоровым строе (как квинтовой цепи) сложилось в эпоху
западноевропейского барокко.
В некоторых
научных статьях именуется также «пифагорейским строем»[источник не
указан 3849 дней].
Обычно
представляется в виде последовательности квинт (или
кварт), например так (цепь из 6 квинт от звука фа):
F — C — G — D — A — E — H
или в виде диатонической гаммы:
C |
D |
E |
F |
G |
A |
H |
C |
|||||||
1 |
9/8 |
81/64 |
4/3 |
3/2 |
27/16 |
243/128 |
2 |
|||||||
8 : 9 |
8 : 9 |
243 : 256 |
8 : 9 |
8 : 9 |
8 : 9 |
243 : 256 |
||||||||
203,91 ц |
203,91 ц |
90,22 ц |
203,91 ц |
203,91 ц |
203,91 ц |
90,22 ц |
Таблица интервалов
пифагорова строя[править | править код]
В следующей таблице показаны интервалы пифагорова строя, не
превосходящие октаву и получаемые не более чем 18 квинтовыми шагами.
Диатонические интервалы (то есть возникающие в пифагоровой 7-ступенной
диатонике и получаемые не более чем 6 квинтовыми шагами) выделены жирным
шрифтом. Обычным шрифтом отмечены хроматические интервалы (возникающие, наряду
с диатоническими интервалами, в 12-ступенном пифагоровом октавном звукоряде, и
получаемые 7—11 квинтовыми шагами). Остальные, «дихроматические» (или
«энармонические»), интервалы, получаемые 12—18 квинтовыми шагами, выделены
курсивом. Эти последние (за исключением пифагоровой коммы, соответствующей
увеличенной септиме без октавы, и уменьшённой ноны) соответствуют дважды увеличенным
и уменьшенным интервалам диатоники.
Сокращения: «м.» — малая; «б.» — большая; «ум.» — уменьшённая;
«ув.» — увеличенная.
В колонках Q и O таблицы
показаны соответственно количества квинт и октав, откладыванием которых
получается данный интервал (при этом положительным числам соответствует откладывание
вверх, а отрицательным — вниз). Например, уменьшённой септиме соответствуют
значения Q = −9 и O = 6, то есть уменьшенная септима
получается откладыванием от данного звука (высоты) 9 квинт вниз и 6 октав
вверх; таким образом, она имеет отношение частот звуков, равное
Далее, каждый из интервалов, указанных в таблице, однозначно представляется
как сложенный из T целых тонов (указанных в колонке T), L лимм (колонка L)
и K пифагоровых комм (колонка K),
при ограничениях
Комментариев нет:
Отправить комментарий