В «Книге Коляды», которая, в сущности
состоит из цитат, где были соединены древние тексты, переведённые с различных
славянских языков и диалектов, «Конец Света» в преданиях народов мира
описывался удивительно интересным образом. Главные составляющие мирового
бедствия - всепоглощающий огонь и воды Потопа. Также в этих сказаниях обычно
описывается, как последовательно уничтожается мир - словно бог одну за другой
убирает декорации, установленные при сотворении: свертывает небо, стряхивает на
землю звёзды и т. п. Последний спектакль, разыгрываемый на земле, включает в
себя битву богов и чудовищ, добрых и злых сил, Яви и Нави. Так же это в борьбе
противоположностей видели и древние славяне. Все подробности восстанавливаются
с большой точностью. Например, былинный Святогор часто грозит повалить столб,
подпирающий небо. Его угрозы в былинах остаются лишь похвальбой. Но во время
«Конца Света» он исполняет свою угрозу. И это напоминает о том, что именно в
земле Святогора-Атланта - в малоазийской Атлантиде - произошло землетрясение,
открывшее Дарданеллы и вызвавшее потоп. В дальнейшем при возрождении мира
упавшее небо поднимают Сварог и Лада. Почему именно они? Не только потому, что
Сварог - бог неба, а Лада - его супруга. Отголоски этого мифа сохранились в
греческой и индийской мифологиях. В греческих легендах Атлант единственный раз
оставляет небо и идёт за молодильными яблоками, когда его просит об этом
Геракл. Небо в отсутствие Атланта держат Геракл и Афина. Глиняные «писанки» из
Киевской земли, найденные в Швеции также говорят об этом. Ранее, видимо, небо
держал Зевс. А в гимнах «Ригведы» сохранился рассказ о том, как Индра поднял
небо при Сотворении Мира. У славян же, поддерживал небо сам бог неба - Сварог и
его супруга - Лада. Сварог - отец Перуна, то есть Перун (он же Индра, Зевс)
должен был встать в поздних мифах на место своего отца Сварога. Причина такой
взаимозаменяемости в понимании условности этих имен, в понимании Единства
различных ипостасей Бога. Исполнялись песни о Великом Потопе в марте, во время
празднования Масленицы. Разливы рек, происходящие в это время, служили как бы
напоминанием верховного небесного бога Рода-Сварога-Перуна о том Великом
Потопе. А «пасхальные» яйца напоминали о Яйце, в котором была заключена смерть
Кощея. И над землей русской раздавались голоса волхвов, убеждающих верующих,
что если люди будут уклоняться от исполнения обрядов, от святых волхвований, то
разливы рек не прекратятся и вновь наступит Всемирный Потоп.
Важнейший философский смысл этого мифа заключается
в том, что опасно побеждать Навь, поскольку за победой последует катастрофа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий